Когда режим НПД – налога для самозанятых – ещё только начал действовать, у многих работодателей появился соблазн перевести своих сотрудников на самозанятость. По прошествии времени стали очевидны плюсы и минусы, а главное – последствия подобных манипуляций.
Содержание
Экономический смысл перевода сотрудника на самозанятость
Почему работодателю может быть интересно перевести своего исполнителя на самозанятость? Ответ прост: это экономически выгодно. Работник, став самозанятым, может (в теории) выполнять те же обязанности, однако ответственности за него у работодателя куда меньше:
- не нужно отчислять взносы в фонды, предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск (которые производятся штатному персоналу в соответствии с главами 19 и 28 ТК РФ);
- стоимость услуг самозанятого получится вычесть из дохода компании или предпринимателя, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу;
- договор гражданско-правового характера с самозанятым можно заключить на любой удобный обеим сторонам и т.п.
Штатный работник также может ничего не иметь против перехода на самозанятость. Ведь он перестает быть частичкой предприятия, обретая большую независимость. Так, у него отсутствует необходимость соблюдать трудовую дисциплину, подчиняться общему режиму труда и отдыха, из его дохода вычитается минимальный налог НПД 4-6% (вместо обычной ставки НДФЛ в 13% от зарплаты, это уточняется в статье 2 пункте 8 закона 422-ФЗ).
Из минусов для работника самозанятость приносит невозможность в обычном порядке копить трудовой стаж, как это делают штатные сотрудники. А для работодателя может обернуться штрафами и переквалификацией договора с самозанятым в обычный трудовой договор.
Фрилансер одновременно и дома, и на работе)
Как перевести сотрудника на самозанятость по закону
Еще пару лет назад интернет-пространство пестрило советами о том, как зарегистрировать самозанятого в качестве работника. То есть, как по факту перевести штатных работников в разряд самозанятых-партнёров, чтобы не предоставлять им социальные гарантии, не отчислять взносы в фонды и т.д.
Большинство советов оказались не только бесполезны, но и опасны. Первые штрафы предприятия и ИП получили уже в 2019 году. Многих заставили не только принять сотрудника обратно в штат, но и уплатить все взносы в ФСС за то время, что тот числился самозанятым.
По факту ответа на вопрос как оформить самозанятого всего два: либо ждать 2 года после увольнения и потом составлять с бывшим сотрудником договор оказания услуг/подряда и т.п., либо увольнять штатного сотрудника и вместо него нанимать другого самозанятого. Правда, и в том, и в другом случае следует быть предельно осторожными с формулировкой положений договора:
- не использовать определения, характерные для трудовых договоров и отношений (трудящийся, премия, очередной плановый отпуск и т.п.);
- обязательно указать срок договора (например, «до выполнения всех работ» или с указанием на конкретную дату);
- прописать в договоре статус работника – самозанятый (плательщик НПД).
О других особенностях составления договора мы писали здесь.
Правовые последствия перевода работника на самозанятость
Правовыми последствиями перевода штатного сотрудника в разряд самозанятых исполнителей чаще всего становятся штрафы со стороны ФНС, а также обязательство компании или ИП уплатить страховые взносы за такого сотрудника, если налоговая переквалифицирует договор обратно в трудовой.
Причем, для налоговиков не важно, как вы назвали заключенный договор и что формально всех всё устраивает. Они будут «зреть в корень», проверяя соответствие букве закона. Сам же 422-ФЗ постановляет следующее:
- перевод штатных сотрудников в разряд самозанятых исполнителей той же компании или ИП невозможен;
- бывший сотрудник может заключить договор как самозанятый с бывшим работодателем только через 2 года после официального увольнения (точнее сказано в п. 2 ст. 6).
Стоит учесть, что, если самозанятый сотрудник оформлен в другую компанию (например, дочернюю или иначе связанную с бывшим работодателем), но продолжает работать на той же должности, том же рабочем месте, при том же графике, налоговая придет к выводу о том, что это «попытка подмены» и переквалифицирует договор в трудовой. Последствиями станут потеря денег компанией, так как потребуется уплатить взносы и заплатить штраф.
Так уже было, и спор между налоговой службой и компанией-работодателем дошёл даже до рассмотрения в Верховном суде.
Суд, кстати, постановил, что при отсутствии экономического обоснования любое наименование договора не имеет решающего значения. А экономия на взносах и удобство отсутствия дресс-кода для самозанятого сотрудника, конечно же, не убедят налоговиков в обоснованности ваших взаимоотношений.
А если перевести работника в самозанятые ИП?
Аналогично обстоит дело с переводом сотрудников в разряд самозанятых ИП. По закону, они также не могут декларировать доход, получаемый от бывшего работодателя в течении 2 лет после увольнения, следовательно, и работать на него не могут.
Сам по себе статус предпринимателя позволяет самозанятому вести деятельность с применением кассовой техники, использовать печать ИП и платить за себя страховые взносы в ПФР России. А вот по части ограничений получения дохода от бывшего работодателя – тут все также, как у обычного самозанятого.
Итак, перевод работника в самозанятые для оптимизации налоговых отчислений – не лучшая мысль. Для работодателя это чревато штрафами со стороны налоговой и обратной переквалификацией договора с ГПХ на трудовой, что приведет к обязанности доначислить взносы в фонды и прочим тратам. Если же такой перевод действительно необходим, то следует его правильно экономически обосновать – отсутствием возможности нанять сотрудника на других условиях, сдельным характером работы и т.п. Однако не следует забывать, что самозанятый сможет выполнять работу по договору со своим бывшим работодателем не раньше, чем пройдет 2 года с момента увольнения.
Самозанятыйв.рф — информационный портал для самозанятых. Актуальная и интересная информация, ответы на важные вопросы и решение нестандартных проблем самозанятых.